Интернет-община "Содружество"

Всему поможет Община, но Общине поможет расширение сознания
Текущее время: 25-03-2019, 03:47

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 728 ]  На страницу Пред.  1 ... 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47 ... 49  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08-10-2011, 22:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Н.К.Рерих. 1919–1920. Материалы к биографии

СПб.: Коста, 2011. - 248 с.: ил., портр. (Материалы к биографии Н.К.Рериха); переплёт.

Отв. редактор: А.П.Соболев.

Издательская группа: А.П.Соболев, В.Н.Тихонова, О.И.Ешалова.

Цитата:
От издателей:

В книгу вошли материалы английского периода жизни семьи Рерихов 1919-1920 гг. Представлена переписка с современниками, произведения Н.К.Рериха, статьи зарубежной периодики. Большинство материалов публикуется впервые.


Цитата:
Предисловие


Данная книга завершает цикл публикаций, начатый «Исследовательским Фондом Рерихов» в 2004 году. Все они посвящены великому художнику, мыслителю, археологу, педагогу, общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху и освещают европейский период его жизни и деятельности с 1891 по 1920 год, который можно условно разделить на три этапа: в России, Финляндии и Англии.

Российский период раскрывает выпущенный пятитомник «Николай Рерих в русской периодике. 1891–1918», где собраны произведения Н.К.Рериха в русской периодической печати, публикации о нём, заметки, критические статьи, анкеты, интервью, рецензии и многое другое.

Финский период представляет сборник «Н.К.Рерих. 1917–1919. Материалы к биографии», куда включены произведения художника, письма и статьи зарубежной периодики.

Материалы английского периода вошли в настоящий сборник. Если российский период является временем становления Николая Рериха как творца и общественного деятеля, периодом формирования семьи художника — плодотворного творческого союза, финский считается самым загадочным, таинственным и переломным в жизни Рерихов, то английский можно назвать мистическим и определяющим их дальнейшую судьбу.

В 1917–1919 годах Н.К.Рерих находится в Финляндии с женой и двумя сыновьями в непростое время: свершилась революция в России, произошло падение старого режима, шла гражданская война… Они оказываются отрезанными от Петрограда, без средств к существованию. Нужно было срочно искать выход из создавшегося положения. Николаю Константиновичу удаётся организовать свои выставки в Дании, Швеции и Финляндии. В это же время Рерих пытается наладить прерванные связи с деятелями русского искусства. Он пишет С.П.Дягилеву и просит узнать о возможности устроить выставку в Англии и помочь получить разрешение для приезда туда вместе с семьёй: «Дело в том, что мне очень хочется ехать в Лондон и Париж; не можешь ли мне помочь получить разрешение. <…> Считаю, что наше дело теперь пропагандировать Россию во всех областях. Здесь, в Финляндии, — дело маленькое, надо выступать шире. <…> Извести, милый, что можно сделать для моего приезда и для моего выступления» [1]. Спустя некоторое время Дягилев приглашает Николая Рериха принять участие в постановке оперы «Князь Игорь» на сцене старейшего оперного театра Ковент-Гарден.

Из Выборга семья Рерихов в начале мая 1919 года направляется в Швецию, чтобы оттуда выехать в Англию. В середине июля они уже находятся в Лондоне и проживают по адресу Queen’s Gate, 88. Старший сын Рерихов Юрий сразу же поступает на индоиранское отделение Школы Восточных языков при Лондонском университете. Он начинает изучать санскрит под руководством профессора Денисона Росса. Младший сын Святослав учится в подготовительной к университету школе и берёт частные уроки у архитекторов для поступления в Академию архитектуры.

В это время Томас Бичем, финансировавший «Русские сезоны» Дягилева, предлагает Н.К.Рериху оформить ещё ряд постановок, которые намеревался поставить на сцене, — оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Садко». Одновременно Николай Константинович работает над декорациями к опере Римского-Корсакова «Снегурочка», выполняет эскиз к музыкальной драме М.П.Мусоргского «Хованщина».

Но семья не собирается оставаться в Лондоне на долгий срок. Рерихи думают о воплощении своей давней мечты — поездке в Индию. Англия должна была служить только отправной точкой для путешествия на Восток. Они подают документы на визу для отъезда в страну, являвшейся в то время колониальной провинцией Англии. Желание попасть в Индию было настолько сильно, что даже декорации к опере «Царь Салтан», имеющей восточную канву, Николай Рерих намеревается сделать в индийской гамме. Вскоре они меняют адрес на Queen’s Gate Terrace, 25a, недалеко от Гайд-парка.

Летом того же года Николай Константинович вступает в Русско-Британское Братство, созданное в Англии после Февральской революции 1917 года с целью объединения русских и англичан в борьбе с большевизмом. Это была непартийная организация, имевшая характер элитарного клуба, объединившая правительственные и военные круги России с высшим эшелоном английской политики. Всего в Братстве насчитывалось около 150 членов, Н.К.Рерих значился в списках под номером 36. Известно, что 22 августа 1919 года он выступал перед членами Братства с сообщением на тему «Русский вопрос в Финляндии и Швеции». Несмотря на то, что в ряды Братства принимались только мужчины, в нём при Комитете помощи беженцам была организована женская секция, которая занималась благотворительной деятельностью, сбором средств, помогала русским эмигрантам, посылала одежду и медикаменты для солдат Белой армии. В её работе принимала участие Елена Ивановна Рерих, жена художника.

Николай Рерих ведёт переписку со своим другом, писателем Леонидом Андреевым, предпринимает всё возможное, чтобы последний перебрался в Англию. К сожалению, в сентябре 1919 года Л.Н.Андреев уходит из жизни. Потрясённый этой утратой Николай Константинович пишет статью «Разрушители культуры» («Violators of Art»), в которой обличает большевизм: «Вульгаризм и лицемерие. Предательство и подкуп. Искажение всех святых основ человечества — вот что такое большевизм». Эту статью он предоставляет в распоряжение Русского Комитета Освобождения России, издающего её отдельной брошюрой, датированной днём смерти Леонида Андреева — 12 сентября 1919 года. В марте 1920 года Николай Рерих по просьбе вдовы писателя хочет напечатать его дневник, о чём сообщает в письме к П.Н.Милюкову, бывшему министру иностранных дел России.

В начале ноября 1919 года в Лондоне открывается новый сезон русского искусства. Было заявлено пять опер, включая «Князя Игоря», к которому Николай Константинович написал новые декорации и добавил пролог. Публика с восторгом приняла эти постановки. Сам же художник был огорчён и не скрывал резких суждений. Он писал княгине М.К.Тенишевой: «Но что это за Опера! — наша Калуга или Царёвококшайск, и притом величайшее самомнение. Все мы, и Коутс, и Комиссаржевский, опечалены театром, а публика ничего себе, и пишут, что успех большой», а в письме к И.Ф.Стравинскому замечал: «Всё в Ковент-Гарден утеряно. Вообще антреприза Бичема — сущий кабак, если не сказать хуже. Куда там наша Калуга! И работать с ним просто немыслимо. Единственно хорош оркестр, и потому положение композитора наилучшее». Оркестром дирижировал Альберт Коутс. В январе 1920 года он нанёс визит Н.К.Рериху в его доме, чтобы посмотреть сделанные наброски, и был очарован. Все свои впечатления Коутс отразил в статье «Музыка и живопись». Вот как он описал картины художника: «Я чувствовал себя ребёнком в сказочной стране, перед чьими глазами проходит великолепное красочное шествие. Каждая картина была богаче и красивее предыдущей. Но своими декорациями Рерих достиг ещё большего, поскольку ему удалось передать в своей живописи дух музыки».

Несмотря на отношение ко всему происходящему в Ковент-Гарден, Н.К.Рерих обсуждает с Дягилевым новую постановку балета «Весна священная» для Театра Елисейских полей в Париже и просит Игоря Стравинского выслать экземпляр партитуры для работы.

В Англии Николай Константинович занимается не только оформлением декораций для театра. После приезда Рериха в Лондон вокруг него сразу же закипела бурная художественная жизнь. Он общается со многими деятелями культуры, посещает выставки, концерты, выступает с лекциями. Например, 14 декабря 1919 года Николай Константинович читает лекцию «Мудрость и красота» [2], а 3 февраля 1920 года в стенах Англо-русского литературного общества — «Русское искусство». Впоследствии художник так вспоминал об этом времени: «В 1919-м, после Швеции и Норвегии, — Лондон. Доклады и статьи в защиту сокровищ искусства. О нерушимости святынь. О сокровищах народных» [3]. Недаром в одном из писем к С.П.Дягилеву Рерих замечал: «По сю сторону надо держаться вместе и утверждать русское искусство за границей».

В данный период он переписывается со своими бывшими коллегами по обществу «Мир искусства», которые после эмиграции из России осели в Париже, — Б.Д.Григорьевым, С.Ю.Судейкиным. Наслышанные об его успехе в Англии, некоторые из них хотели видеть художника вместе с собой, мечтали о возрождении деятельности «Мира искусства». Николай Константинович не внял их просьбе, хотя вначале и собирался ехать в Париж, — всё-таки магнит Индии был силён. Однако он ещё не оставлял надежды вернуться в Россию. Обращаясь к вдове писателя Леонида Андреева, Рерих пишет: «Конечно, даже и среди здешних деревяшек можно прожить, найти свою публику и средства, но ведь без России-то как же? Ведь я русский художник и могу путником пройти по миру, но огонёк дома должен гореть в России».

Двадцать девятого апреля 1920 года в Лондоне открывается выставка Н.К.Рериха под названием «Очарования России». На всеобщее обозрение в «Goupil Gallery» было представлено 198 работ художника созданных в России и Финляндии — «Ангел последний», «Град обречённый», «Меч мужества», «Св. Прокопий Праведный», «Синие горы. Кавказ», «Клад захороненный», «Зов солнца», «Экстаз», «Ждущие», «Святые Борис и Глеб», «Дочь викинга» и др., а также эскизы для театральных постановок в Москве и Лондоне, таких, как «Принцесса Мален», «Пер Гюнт», «Царь Салтан», «Князь Игорь», «Снегурочка» и «Хованщина». В комитет по устройству выставки вошли известные общественные деятели, среди них писатель Герберт Уэллс. На открытии присутствовали члены высшего английского общества. Был выпущен каталог со вступительной статьёй директора лондонской библиотеки, собирателя и ценителя русского искусства Хагберга Райта. Пресса оживлённо откликнулась на эту выставку — многие издания поместили статьи и рецензии, никого не оставили равнодушными картины художника. И даже те, кто сразу не принял его произведения, отмечали колорит, необычное сочетание красок и мастерство живописца. Вскоре Николай Константинович получает заявки на проведение выставки в других городах: Лидсе, Шеффилде, Манчестере, Ливерпуле, Уортинге. Пока нет сведений, почему его выбор пал именно на Уортинг, но после окончания экспозиции в Лондоне выставка картин переехала именно в этот город.

Летом 1920 года происходит встреча Н.К.Рериха с Рабиндранатом Тагором. Вот как описывает её индийский учёный Сунити Кумар Чаттерджи: «Я находился в Лондоне на стажировке как научный сотрудник по индоарийской лингвистике, а местом моей работы была Школа восточных и африканских исследований… Именно в этой школе я встретил Юрия Рериха. Он изучал санскрит, а также тибетский и монгольский языки. Это произошло в 1919 году. Однажды Юрий пригласил меня в свой дом в Лондоне, где я был представлен его родителям. Примерно в это же время в английскую столицу по пути в Америку прибыл поэт Рабиндранат Тагор.

Вскоре после того как Рабиндранат Тагор приехал в Лондон, профессор Рерих спросил меня однажды, не смог бы я помочь ему организовать встречу с поэтом, чтобы лично засвидетельствовать своё уважение. При этом Рерих вручил мне английскую литературу о своём искусстве для передачи Тагору, что я и сделал с большой радостью. Поэт в свою очередь проявил к встрече большой интерес — он ещё до этого знал о Рерихе.

И вот, наконец, визит состоялся, <...>. Я имел честь представить одного великого человека другому. Где-то в моих дневниках имеется точная дата этой встречи, но это не столь существенно [4]. Профессора сопровождали его два сына. Юрий выступал переводчиком в тех случаях, когда отец хотел передать свою точку зрения как можно яснее. Профессор Рерих принёс с собой небольшую картину собственной работы, чтобы подарить её поэту.

— Позже, <...> поэт рассказывал мне, что профессор Рерих снова приходил к нему в гостиницу и пригласил его с сыном и невесткой к себе домой на обед. Там он впервые встретился с госпожой Рерих. Она, так же как и вся семья, произвела на Рабиндраната большое впечатление. Кажется, он подарил на память профессору Рериху одну или две свои книги…»

После этой встречи начинается их переписка. Тагор посещает квартиру Рерихов. Его поражают картины художника из серии «Сны Востока», над которой Николай Константинович работал в то время. Поэт советует им обязательно посетить Индию и приглашает в свою страну. Н.К.Рерих так вспоминал о его приходе: «Помню, как прекрасно вошёл он, и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца». У них складываются замечательные отношения. Младший сын Рериха Святослав впоследствии писал: «Мы встречались тогда с Тагором довольно часто. Юрий Николаевич и я часто ходили с Тагором в индийские рестораны. <…> Контакты с Тагором были самые близкие» [5].

Скоро стало ясно, что поездка в Индию откладывается на неопределённое время, несмотря на то, что у семьи Рерихов уже были оформлены визы. Причина оказалась проста — финансовые трудности. Банкротство Томаса Бичема помешало воплощению в жизнь многих планов художника. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Китеж» и другие так и не были поставлены на сцене театра и остались в эскизах к этим постановкам. Не оправдались и надежды на продажи картин с организованных выставок. К этому времени директор Чикагского института искусств Роберт Харше предлагает Н.К.Рериху провести выставочное турне по городам США. Николай Константинович принимает предложение и осенью 1920 года семья Рерихов отплывает в Америку.

В начале статьи говорилось о том, что английский период жизни семьи можно назвать мистическим и определяющим. Почему? Всё написанное выше составляло только внешнюю часть их жизни и деятельности. В данный период у Рерихов началась очень активно развиваться внутренняя, духовная составляющая их жизни, которая вскоре станет неотъемлемой частью и займёт главное место на пути к достижению намеченной цели.

Ещё в Петербурге сначала Е.И.Рерих, потом и Николай Константинович стали проявлять интерес к буддийской литературе, знакомились с теософскими идеями, древней индийской философией, произведениями Тагора, читали труды индийских подвижников Рамакришны и Вивекананды. В 1917 году, находясь в Финляндии, Н.К.Рерих обращается к А.Н.Бенуа: «Удалось прочесть и несколько очень нужных книг. Когда будешь в тишине — советую Тебе их прочесть. Особенно нужно “Провозвестие Рамакришны”; очень серьёзное, а главное — близкое человечеству учение» [6]. В письме к другому адресату — княгине М.К.Тенишевой, — Н.К.Рерих приводит высказывания теософов: «Или правда, как говорят теософы, что сейчас смена веков. Кали юга (чёрный век) сменяется белым веком — культурою духа».

В 1918 году в Швеции Н.К.Рерих встретился с несколькими членами теософского общества в Стокгольме. Они советовали ему ехать в Пойнт-Лому, теософский центр, находящийся в Америке, мотивируя тем, что его искусство там будет оценено очень высоко. Но как писал сам художник: «…жизнь иногда распоряжается нашими передвижениями по-своему».

Находясь в Лондоне, занимаясь поисками человека, который мог бы перепечатать на пишущей машинке стихи для сборника «Цветы Мории», в издательстве на Флит-стрит Н.К.Рерих знакомится с Владимиром Анатольевичем Шибаевым. Оказалось, что он состоит членом лондонской секции Теософского общества и знаком со многими его руководителями. Вскоре он был приглашён в дом к Рерихам. Вместе они решают ехать в Индию, причём Рерих предлагает Шибаеву сопровождать их в качестве секретаря. Через него же художник пытается наладить переписку с президентом Теософского общества в Индии Анни Безант и другими его сотрудниками, чтобы вскоре выехать в Адьяр, где находилась штаб-квартира общества. Ю.Н.Рерих, обращаясь к Шибаеву, писал: «Часто вспоминаю наши беседы по вопросам теософии и мировой жизни в Лондоне. В наше время общения на этой плоскости особенно ценны» [7]. Возможно, что с помощью Владимира Шибаева Николай Рерих занимался в Англии и научными исследованиями. В журнале «Фламма»
за 1939 год сообщалось, что Рерих «по прибытию в Англию работал с доктором Ионгом над значением в медицине определённых цветов при лечении некоторых заболеваний» [8].

В марте 1920 года в Гайд-парке у Рерихов происходит знаменательная встреча, предопределившая их дальнейшую судьбу, — это была встреча с Махатмами, Учителями, их будущими Руководителями… Двадцать четвёртого марта 1920 года в их дневниках появляется первая запись, которая положит основание для текстов известного теперь труда под названием «Учение Живой Этики» или «Агни Йога». С этого момента жизнь семьи Рерихов изменится. Многое совершаемое ими будет идти под непосредственным указанием их Руководителей и по закону целесообразности и необходимости не всегда будет сразу понятно и объяснимо…

Через несколько лет в свет выйдет книга «Листы сада Мории. Зов». Она будет начинаться словами: «В Новую Россию Моя первая весть…» — эти строчки укажут направление последующей жизни и деятельности семьи Рерихов: где бы они ни находились, что бы они ни делали — было обращено к России и делалось на благо своей Родины.

Публикуемые тексты приведены в соответствии с нормами современной пунктуации. Ошибки и неточности в инициалах, фамилиях, датах выставок, названиях местностей по возможности исправлены. В письмах сохранены особенности оригинала (например, написание многих слов с прописной буквы). Подчёркивания выделены курсивом. Сноски редакции помещены с пометкой Ред., остальные принадлежат изданию, откуда публикуется материал. Примечания составителей даны в квадратных скобках. Названия картин по возможности исправлены по статье Гвидо Трепша и Юрия Борисова «Авторский список художественных произведений (картин) Н.К.Рериха за 1917–1924 гг.»

Письма №№ 22, 23, 27, 29, 37 получены от Р.Н.Антиповой, письма №№ 8-12, 15, 18 получены от О.И.Ешаловой, письма №№ 6, 24, 26, 28, 30, 31, 33, 38, 41-43 получены от В.А.Росова.

Статьи зарубежной периодики предоставлены Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, перевод осуществлён Е.Е.Корчёмкиной, В.Н.Загорской и Аидой Тульской, кроме статьи Н.Жаринцовой, переведённой П.И.Крыловым.

Выражаем нашу искреннюю благодарность за оказанную помощь в подготовке издания: сотрудникам Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Даниилу Энтину, Аиде Тульской, Гвидо Трепша и Наталии Фоминой; В.А.Росову (Москва), Р.Н.Антиповой, Л.А.Быстрянцевой, О.И.Ешаловой, П.И.Крылову, В.Л.Мельникову, Е.П.Яковлевой (Санкт-Петербург).

____________________________

Примечания


1. Здесь и далее в статье, где ссылки не указаны, цитаты приведены по настоящему изданию. — Ред.

2. Эта лекция была опубликована в журнале «The Theosophical Path». На русском языке впервые напечатана под названием «Адамант» в сборнике Н.К.Рериха «Пути Благословения».

3. Рерих Н.К. Чутким сердцам // Знамя Мира. М.: МЦР, 1995. С. 134.

4. Об этой встрече есть воспоминания Ратхиндраната, старшего сына Рабиндраната Тагора: «17 июня после обеда Сунити Чаттерджи привёл Николая Рериха, русского художника, и его двух сыновей; Рерих показал нам альбом репродукций своих картин. Картины действительно замечательны. В западном искусстве нет ничего подобного. На отца они произвели очень большое впечатление… Вся семья собирается в Индию в сентябре. Их искренняя простота и естественные манеры очаровывают, они так свежи, так отличаются от чопорности англичан. Мы хотели бы узнать их поближе…»
(А.П.Гнатюк-Данильчук. Рабиндранат Тагор и Николай Рерих // Утренняя
звезда. № 2–3. М.: МЦР, 1997. С. 78).

5. Летопись важнейших событий жизни и творчества Святослава Николае-
вича Рериха // Рериховский вестник. СПб.: Извара, 1991. С. 33.

6. Рерих Н. К. Письмо А. Н. Бенуа. 5.12.1917 / Н. К. Рерих. 1917–1919. Мате-
риалы к биографии. СПб.: ООО «ИПК «Фирма Коста», 2008. С. 123–124.

7. Письма Ю. Н. Рериха В. А. Шибаеву. 17 октября 1920 // Рериховский
вестник. СПб.: Извара-СПб.-Москва, 1992. С. 15.

8. Paul R. Radosavljevich. Spirit of Roerich’s Cult-ur of Veneration of Light
in Modern Education // Flamma. 1939. № 5. С. 202.

А.П.Соболев
«Исследовательский Фонд Рерихов»


Вложения:
НКР-1919-1920.jpg [35.54 KiB]
Скачиваний: 4048
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08-10-2011, 23:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Соболев А.П.
Рерихи в филокартии: Каталог


СПб.: Коста, 2011. - 136 с.: ил.

Цитата:
Николай Константинович Рерих — это имя заняло достойное место в ряду выдающихся личностей XX века. Художник, археолог, путе­шественник, педагог, писатель, исследователь, общественный деятель, автор знаменитого на весь мир Пакта Рериха… Всё сделанное им не вмещается в узкие рамки обычных перечислений, показывая широту творческой натуры, многогранность и громадный внутренний потенциал. Н.К.Рерихом создано около семи тысяч художе­ственных произведений, написано множество статей, проведено несколько тяжелейших экспедиций. Он являлся почётным членом, президентом, председателем различных организаций, академий и обществ, был отмечен высокими званиями и наградами. В конце 1920-х годов в Нью-Йорке был построен 29-этажный небоскрёб, ставший Музеем Николая Рериха. Большое количество книг издано об этом замечательном человеке и членах его семьи. Неоценим их вклад в мировую сокровищницу культуры. По всему миру с каждым годом появляется всё больше сторонников идей Рерихов, создаются общества имени Рериха, открываются новые музеи... Оставленное ими наследие огромно, его можно сравнить с многогранным алмазом, где каждая грань раскрывает новую замечательную страницу огромного мира Ре­рихов. Хочется представить ещё одну любопытную грань и познакомить читателей и коллекционеров с произведениями художника, выпущенными на открытках.

Н.К.Рерих один из немногих художников, картины которого при жизни и после довольно широко репродуцировали. Произ­ве­дениям Рериха на открытках уже были посвящены разрозненные публикации, но в этом издании мы попытались собрать и объединить всё, что выходило во многих странах. Причём, впервые приведены не только многочисленные картины знаменитого мастера, но и обозначены сопут­ствующие темы: произведения Святослава Рери­ха и фотооткрытки Девики Рани-Рерих, авто­графы на почтовых карточках, места жизни и деятельности Рерихов в Санкт-Петербурге, изображения символа Знамени Мира — Знака Триединости и др.

Филокартией сотрудники Исследовательского Фонда Рерихов за­инте­ресовались в середине 1990-х годов. С тех пор удалось собрать довольно обширную коллекцию. Примечательно, что почтовые карточки являются очень хорошим дополнительным материалом для тематических экспозиций. Часть коллекции экспонировалась в Государственном музее Востока на выставках «Рерихи: мир Вос­тока» (2006) и «Пакт Рериха. Знамя Мира» (2010). Также она была представлена на выставке «Рерихов­ский век» в 2010 году в Санкт-Петербургском Центральном выставочном зале «Манеж».

Большую помощь в пополнении нашей коллекции оказали: ди­ректор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Даниил Энтин и его сотрудники Аида Тульская и Гвидо Трепша; Гунта Рихардовна Рудзите и Алвилс Хартманис (Рига); В.А.Росов, И.В.Царёва (Мо­с­к­ва); Е.В.Алексеева, Т.А.Григорьева, Г.Л.Зубкова, Г.И.Максимова, К.В.Мезенцев, И.С.Метс (Санкт-Петербург).

Мы приносим благодарность Л.А.Быстрянцевой, В.Л.Мель­ни­кову, В.П.Тре­тьякову (Санкт-Петербург), А.А.Тихову (Череповец), Тодо­ру Яламову (Болгария), М.Е.Юппу (США) за помощь при подготовке материала. Особо хотим отметить старшего научного сотрудника Музея-института семьи Рерихов П.И.Крылова за неоднократные консультации и ценные замечания.


Вложения:
Рерихи-в-филокартии-1.jpg [22.83 KiB]
Скачиваний: 4047
Рерихи-в-филокартии-2.jpg [27.11 KiB]
Скачиваний: 4038
Рерихи-в-филокартии-3.jpg [44.47 KiB]
Скачиваний: 4038
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08-10-2011, 23:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Знаменитые универсанты в духовном мире России

СПб.: Фонд «Знаменитые универсанты СПбГУ», 2011.

В сборник вошла статья А.П.Соболева «Н.К.Рерих: сложите ступени грядущего…».

Цитата:
Н.К.Рерих: сложите ступени грядущего…


Николай Константинович Рерих — известный художник, философ, археолог, путешественник, педагог и общественный деятель неразрывно связан с Императорским Санкт-Петербургским Университетом. Он родился в Петербурге на Васильевском острове. Здесь прошло его детство и юность. Дом, где жила семья, стоял на Университетской набережной, напротив Николаевского моста. Окна выходили на Неву. С балкона открывался вид «до самого Горного института».

Отец его был известный петербургский юрист, владелец нотариальной конторы. Семью часто навещали деятели науки и культуры: историки Н. И. Костомаров и К. Д. Кавелин, учёный-химик Д. И. Менделеев, монголоведы К. Ф. Голстунский и А. М. Позднеев, художник М. О. Микешин и др. Духовным отцом его матери, Марии Васильевны, урождённой Калашниковой, являлся протоирей отец Иоанн Кронштадтский. Общение с высокодуховными, передовыми людьми своего времени, не могло не оставить след в душе юноши. На всю жизнь ему врезалось в память напутствие преподобного, сказанное однажды: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».

Много всего самого «милого и памятного» было связано у юного Николая с летними месяцами проведёнными в поместье Извара, находящегося недалеко от станции Волосово. Общение с природой, охота, первые курганные раскопки — всё это расширяло внутренний мир будущего художника. Позже он будет вспоминать: «От самых ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прежде всего вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрые перестроения, мощное творчество надолго привязали глаза ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочёными парусами, заманчивые призрачные горы — чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных».

Учился мальчик в одном из лучших и передовых заведений города —гимназии К. И. Мая. Она имела прекрасную репутацию и по выражению Д. В. Философова, её выпускника, «таинственного острова, отделённого бесконечным океаном от казёнщины». Провозглашённый девиз школы «Сперва любить — потом учить» сплотил в этом месте группу преподавателей-единомышленников, считавших своим долгом воспитывать в первую очередь образованных и высоконравственных людей.

После окончания гимназии в 1893 году по настоянию отца Николай Рерих поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского Университета. Одновременно он подаёт документы в Академию художеств. Эти два учебных заведения завершили формирование его личности.

На долгие годы в памяти остались воспоминания об учёбе в Университете, оказавшем значительное влияние на молодого человека. Любимые предметы — история русского права и римское право. Н. К. Рерих писал, что «на юридическом факультете сдавались экзамены, а на историческом слушались лекции» и «исторический, а не юридический факультет считал меня своим». Его преподавателями в Университете были известные профессора С. А. Бершадский, И. Я. Фойницкий, В. В. Ефимов, В. И. Сергеевич, Н. М. Коркунов, В. Н. Латкин, Ф. Ф. Мартенс, А. Х. Гольмстен, В. И. Адамович и др. На историческом факультете преподавали С. Ф. Платонов, Н. И. Кареев, Н. И. Веселовский, Ф. А. Браун. В 1896 году группа студентов решила издать сборник литературных произведений в пользу Общества вспомоществования студентам, чтобы «принести посильную помощь нуждающимся товарищам». Николай Рерих оформил обложку и оглавление для этого сборника, сделал более двадцати виньеток и заставок к литературным произведениям.

В стенах Академии художеств его учителями были Н. А. Лаверецкий, И. П. Пожалостин, Г. Р. Залеман, П. П. Чистяков, Б. П. Виллевальде. Здесь вместе со своим товарищем Леоном Антокольским он становится инициатором создания студенческого кружка, чтобы помогать друг другу «развиваться, образовываться, расширять кругозор». Уже тогда юноша мечтает о гармоничном развитии, о духовном братстве людей: «…все должны быть честные, хорошие, добрые. Должны быть далеки от зависти, этого разлагающего элемента. Чтобы в этом кружке было поменьше грязи, ведь и без того чересчур много подлости и грязи кругом».

С 1895 года в Академии художеств он занимается в пейзажной мастерской под руководством профессора А. И. Куинджи, ставшего для Н. К. Рериха «учителем не только живописи, но и всей жизни». Мощный потенциал учителя дал громадный импульс в развитии художника — он поддержал и укрепил его творческие начинания, привил широту взглядов и неуклонность движения к намеченной цели.

Синтез муз науки и искусства, синтез Университета и Академии оказал гармоничное влияние на молодого человека. В это время закладывались, формировались те жизненные основы, те принципы, которыми он будет руководствоваться в своей жизни и опираться в своей дальнейшей деятельности. Позже они проявятся в мощной, творческой и выдающейся личности Николая Константиновича. Они будут двигать его вперёд, как исследователя, археолога и путешественника, научного деятеля и творца.

Вскоре после окончания этих учебных заведений он едет во Францию повышать своё художественное образование. В Париже Рерих занимается в мастерской известного художника и педагога Фернана Кормона. После приезда поступает на службу в Императорское Общество поощрения художеств в качестве секретаря. С этого времени начинают активно проявляться синтетические способности Николая Константиновича, чему будут удивляться его друзья и завидовать недоброжелатели — его работоспособности, коммуникабельности, умению широко мыслить, вмещать противоположные взгляды, иметь «глаз добрый» и уверенно идти к достижению своей цели.

Хочется отметить несколько направлений деятельности Н. К. Рериха, обозначившихся уже в молодые годы. В первую очередь, это усилия, направленные на сохранение искусства и старины, общественно-просветительская и педагогическая деятельность.

Уже в конце XIXвека появляются статьи молодого выпускника Николая Рериха в русской периодической печати: «К природе», «За русское дело», «Заботы о старине». В них он пытался обратить внимание на положение дел в сфере охранения предметов старины: «Голос в защиту памятников древности, в защиту оплота народного самосознания никогда не лишний; лишь бы такие сетования не приобретали общего, малозначащего характера. Ничто так не обесценивает хорошего стремления, как “общее” благо». Рерих твёрдо верил, что «Не знающий прошлого не может думать о будущем».

В это время он по поручению Императорского Русского археологического общества предпринимает ряд раскопок в Новгородской, Псковской и Санкт-Петербургских губерниях. Чуть позже под его редакцией будет составлена археологическая карта Санкт-Петербургской губернии.

Н. К. Рерих совершает путешествие «по пути из варяг в греки». Полученными впечатлениями он делится с читателями журнала «Искусство и художественная промышленность»: «Поэзия старины, кажется, самая задушевная. Ей основательно противопоставляют поэзию будущего; но почти беспочвенная будущность, несмотря на свою необъятность, вряд ли может так же сильно настроить кого-нибудь, как поэзия минувшего. Старина, притом старина родная, ближе всего человеку…». Но в этой же статье художник сетует: «Разочаровал нас вид Кремля, разочаровали встречные типы, разочаровало общее полное безучастие к историчности этого места».

Через несколько лет, в 1903 году, он со своей женой Еленой Ивановной Рерих предпримет большое паломничество по сорока старинным русским городам от Казани до границы литовской. Целью этого путешествия было отобразить на полотне памятники древнего зодчества, разрушающиеся и отчасти уже разрушенные. В каждом из посещаемых городов художник пишет этюды русских древностей, а супруга его фотографирует «Пантеон древнего Искусства».

«Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчётными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печёры и опять несчётные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями, домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище!»

Интересен был сам подход художника к написанию этюдов: «Во всех этих городах он с большим рвением отыскивал постройки, наиболее характерные в архитектурном отношении, и в тех местах, где древние здания были искажены позднейшими пристройками, он старался закрепить в своих этюдах эти здания с таких точек, с которых первоначальный вид здания является неискажённым».

В начале января 1904 года Н. К. Рерих выставляет этюды русских древностей в Императорском Обществе поощрения художеств. Более семидесяти произведений было представлено на всеобщее обозрение. Экспозицию посещает Государь Император и после осмотра выражает желание видеть картины в Русском музее. К сожалению, этому пожеланию не суждено было сбыться, так как в день высочайшего посещения была объявлена война Японии и делу не был дан дальнейший ход. Позже, в монографии посвящённой Н. К. Рериху, Сергей Эрнст назвал эту серию этюдов «Пантеоном нашей былой Славы» и «Российскими Елисейскими Полями»

Вскоре, в марте 1904 года в Обществе архитекторов-художников Николай Константинович делает доклад «По старой Руси», основанный на впечатлениях от своей поездки по русским городам; в ноябре — доклад «Из прошлой и настоящей жизни русского искусства».

«Бесспорно, за эту четверть века много уже сделано для дела старины, но оправдания для нас в этом нет, и ещё гораздо больше остаётся впереди работы самой тонкой, самой трудной. И не такое дело старина, чтобы сдать её в археологические и архивные комиссии и справлять триумф её пышными обедами археологических съездов, да на этом и почить. Всё больше и больше около старины накопляется задач, решить которые могут не одни учёные, но только в единении с художниками, зодчими и писателями. <...> пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели ещё отвести должное место, что заменит серые будни весёлою, красивою жизнью. Пора всем сочувствующим делу старины кричать о ней при всех случаях, во всей печати указывать на положение её. Пора печатно неумолимо казнить невежественность администрации и духовенства, стоящих к старине ближайшими. Пора зло высмеивать сухарей-археологов и бесчувственных педантов. Пора вербовать новые молодые силы в дружину ревнителей старины, — пока, наконец, этот порыв не перейдёт в единодушное, национальное движение, которым так сильна всегда наша могучая Русь».

Летом 1904 года художник вновь совершает поездки по России. Он посещает Углич, Звенигород, Калязин, Торжок... Тогда же у Николая Константиновича впервые оформилась мысль о «нужности особого охранения святынь народных». Сам Рерих, впоследствии, считал 1904 год — годом начала своего активного движения в защиту памятников искусства и культуры, хотя он и ранее подавал свой голос против невежества и разрушения. Вполне возможно, что мысли, которые возникали до этого, приняли более чёткое оформление — превратились в идею.

С 1903 года Н. К. Рерих являлся членом-сотрудником Комитета Общины Св. Евгении Петербургского Попечительного комитета о сёстрах милосердия Красного Креста, входил в состав художественного совещания и комиссии, принимал активное участие в их работе. Он всячески способствовал расширению и распространению искусства с помощью открытых писем, которые Община начала выпускать с конца XIX века. Через года он вспоминал: «Это издательство художественных открыток оставило в течении русского искусства свою прекраснейшую страницу. Оно широко распространяло как русские, так и иностранные художественные произведения. Распространяло сведения об исторических памятниках России и всегда привлекало к ближайшему участию наиболее свежие и широко мыслящие силы. Сколько новых и подчас очень молодых собирателей было создано этими изданиями Евгениевской Общины. Сколько новых сведений о сокровищах русских общедоступно вливалось в широкие народные массы.

Прекрасное, благородное дело; уже теперь многие эти издания являются библиографической редкостью. А сколько этих изданий сейчас разлетелось по зарубежью! Нет такого удалённого острова, где бы не нашлась хотя бы одна Евгениевская открытка».

В 1905 году принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, попечительница Общины Св. Евгении, ходатайствуя о присвоении Н.К. Рериху чина коллежского секретаря, обращается в Канцелярию Его Императорского Величества: «…г. Рерих, как художник, изучивший русские древности, входит в состав Художественного Совещания и Комиссии по усилению средств означенного Комитета, принося своим трудом безвозмездным громадную пользу Комитету по изданию сим последним, с благотворительной целью, художественных произведений: участие г. Рериха и других художников в этих изданиях дало возможность распространить издания не только по всей России, но и за границей, поставив эти издания наряду с лучшими произведениями европейских художников».

Позже в письме к американским сотрудникам Н.К. Рерих отмечал: «Вот уже сорок лет, как я причастен к Красному Кресту, и всегда эта работа была близка моему сердцу. Вы помните, как издания нашего Комитета Св. Евгении составили крупные суммы, так пригодившиеся на добрые дела. <…> Всё-таки открытки всегда были легкокрылыми вестниками и захватывали новые контингенты народа. <…> У нас дети и гимназисты, студенты и вся культурная часть общества составляла целые большие коллекции таких художественных открыток, воспитывая на них своё художественное чутьё. Эти издания вылились в многозначительную и широкую образовательную меру. Никакие лекции не могли так преуспеть, как эти маленькие доступные вестники искусства, легко входящие в любой быт. <...> Вспоминается, как мы сами и дети наши любили иногда по вечерам просматривать альбомы прекрасных художественных и исторических открыток. У нас к тому же Красный Крест имел привилегию на всех железнодорожных станциях и решительно повсюду продавать свои художественные издания».

Общиной Св. Евгении до 1917 года было выпущено более шести тысяч почтовых карточек. Это портреты царствующего дома и портреты выдающихся исторических деятелей, виды городов России, произведения, хранящиеся в музеях и известных картинных галереях, и интерьеры дворцов. Не менее полно представлена и современная русская школа живописи без различия направлений. Наряду с произведениями других художников напечатано более тридцати открыток с репродукциями картин Н. К. Рериха. Многие из них стали широко известны и выдержали несколько изданий — это«Ункрада», «Старая Рига», «За морями земли великие», «Старый король», «Песнь о викинге». Другие — менее известны: «Задумывают одежду», «Зимний городок», «На Дальнем Востоке», «Митава» и другие. Кроме того Общиной Св. Евгении изданы два фотопортрета Н.К. Рериха с факсимиле художника и несколько живописных работ западноевропейских мастеров из его собрания. Все вырученные средства от продажи открыток пускались на нужды Комитета Красного Креста: они шли на долгосрочные командировки сестёр в разные регионы России, на постройку санатория для туберкулёзных детей, на содержание больницы, аптеки, стационарных больных, открытия передвижной столовой и т.д.

Н. К. Рерих не только принимал участие в деятельности издательства Общины. Он всегда способствовал устройству выставок и по мере сил помогал в организации других проектов. Например, в зале постоянной выставки Общества поощрения художеств по его инициативе был устроен аукцион скульптуры и картин русских художников, пожертвовавших свои произведения на нужды помощи больным и раненым воинам на Дальнем Востоке.

Деятельность Николая Константиновича на посту секретаря Общества поощрения художеств заслуживает отдельного повествования. За пять лет (с 1901–1906) Рерих вложил много труда в развитие и процветание Общества. Чем только не приходилось ему заниматься. Он входил в жюри комитетов и экспертных комиссий для приёма художественных произведений на различные конкурсы и аукционы, на общий ежегодный конкурс и многие др. Принимал участие в грандиозных проектах Общества по устройству различных выставок: «Международной художественной выставке ювелирных изделий», «Французской художественной выставке», «Патриотической выставке». Для проведения посмертной выставки художника В. В. Верещагина, погибшего на броненосце «Петропавловск», его командировали в Москву с целью отбора произведений, оставшихся в мастерской знаменитого живописца. Более шестидесяти картин и шестисот рисунков привезли в Санкт-Петербург, чтобы продемонстрировать на посмертной выставке талантливого человека. Николай Рерих участвовал в составлении каталога Художественно-промышленного музея имени Д. В. Григоровича, расположенного при Обществе поощрения, вместе с директором музея академиком М. П. Боткиным.

Невозможно отобразить всё то, чем занимался и что сделал Рерих на ниве культуры и искусства. Если перечислить только заголовки его статей в печати, то будет ясна целенаправленность мыслей и действий художника: «Берегите старину», «По старине», «Радость искусству», «Восстановления», «Голгофа искусства», «Обеднели мы», «Всенародное»...

Наряду с этим он всё время совершенствовался как создатель и творец. В начале XX века образуются новые художественные объединения — они соберут вокруг себя все лучшие творческие силы России и станут играть значительную роль в искусстве и культуре страны. Это объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников». Н. К. Рерих являлся членом этих организаций. Для молодого художника это был шаг вперёд, шаг к продвижению своего искусства, шаг к тому, чтобы тебя заметили и оценили. Так с первой же выставки «Мира искусства», в которой он участвовал, его картину «Город строят» приобретает Третьяковская галерея. В эти же годы его приглашают выставляться за рубежом: он посылает картины на Седьмую выставку берлинского Сецессиона, принимает предложение чешского общества «Манес».

Позже Николай Константинович станет членом многих комиссий и комитетов в защиту искусства, будет участвовать в работе многих съездов, собраний и кружков. Назовём лишь некоторые из них: член комиссии по реставрации храма Василия Блаженного в Москве, председатель комиссии музея Допетровского искусства и быта при Обществе архитекторов-художников, член-учредитель Общества возрождения Художественной Руси, член комиссии по реставрации картин в Эрмитаже, член комиссии по строительству Буддийского храма в Петербурге, член совета Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, почётный председатель Совета Женских курсов высших архитектурных знаний, председатель Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов и другие. Причём он будет не числиться в этих комиссиях и комитетах, а принимать в них активное участие.

Когда в 1915 году отмечалось 25-летие художественной деятельности академика Н. К. Рериха, в заметке, посвящённой юбилею художника, Д. Бушен писал: «С именем Рериха связано всё, что происходило в художественной России за последние двадцать пять лет».

И это действительно так. Вклад Николая Константиновича Рериха в русскую культуру неоценим. Огромно наследие, оставленное им потомкам. Всю свою жизнь, все свои усилия он положил на ниву культуры и искусства, пропаганде духовности и высоких эстетических принципов. Его деятельность всегда была обращена к охранению достояния своей Родины и всеобщего мирового наследия. Ярко вписан в историю завет художника будущим поколениям: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».


Список литературы:

Н.К.Рерих. Из литературного наследия. М.: Изобразительное искусство, 1974; Николай Рерих в русской периодике.1891–1918. Вып.I: 1891–1901. СПБ.: Фирма «Коста», 2004; Знамя Мира. М.: МЦР, 1995; Николай Рерих в русской периодике.1891–1918. Вып.II: 1902–1906. СПБ.: Фирма «Коста», 2005; Н.К.Рерих. Письма к Л.М.Антокольскому. Вып. 3. СПб.: Сердце, 1992; РГИА. ф. 1409, оп. 4, ед. хр. 13 451; Рерих Н.К. Письма в Америку. М.: Сфера, 1998; Зодчий. 1904. 25 июля. № 30; Рерих Николай. Листы дневника. Т. I. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999; День. 1915. 10 декабря. № 340.


А.П.Соболев, президент «Исследовательского Фонда Рерихов»,
член Ассоциации искусствоведов (Санкт-Петербург),
член Союза писателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга.


Вложения:
Знаменитые-универсанты.jpg [40.41 KiB]
Скачиваний: 4046
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20-10-2011, 14:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Nicholas Roerich
Heart of Asia: Memoirs from the Himalayas


Издатель: Inner Tradition, 1990.


Вложения:
Roerich.JPG [16.67 KiB]
Скачиваний: 4048
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26-10-2011, 19:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Письма Кирилла Павловича Беликова

Одесса: Астропринт, 2011. - 320 с.; переплёт.


Цитата:
От издателей:

Настоящее издание представляет собрание писем К.П.Беликова - сына исследователя творческого наследия семьи Рерихов П.Ф.Беликова, адресованных врачу В.И.Ничипоруку (Киев, Украина). Письма публикуются впервые, в авторской редакции, охватывают период с 1979 по 1990-е гг. Находятся в отделе рукописей Одесского Дома-Музея имени Н.К.Рериха.

Как пишет наш постоянный читатель:
Читатель писал(а):
Собственно письма в сборнике (объемом 320 страниц) занимают 32 страницы, остальное - советские статьи и воспоминания о Н.К. Рерихе, С.Н. Рерихе, П.Ф. и К.П. Беликовых и т.п.


Вложения:
содержание1.jpg [116.5 KiB]
Скачиваний: 3561
содержание2.jpg [35.91 KiB]
Скачиваний: 3987
К_Беликов.jpg [17.43 KiB]
Скачиваний: 4035
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28-10-2011, 03:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
VIII Рериховские Чтения "Культура Победительница"

Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2011. - 376 с.; обложка.


Цитата:
От издателей:

В настоящий сборник вошли доклады учёных, деятелей культуры и исследователей многогранного научно-философского наследия семьи Рерихов.

VII Рериховские Чтения стали продолжением традиционных научно-общественных конференций, которые были начаты по инициативе известного рериховеда Н.Д.Спириной и академика А.П.Окладникова и впоследствии проводились Сибирским Рериховским Обществом (г. Новосибирск) совместно с Сибирским отделением Российской академии наук.


Вложения:
Культура победительница VIII.jpg [22.49 KiB]
Скачиваний: 4015
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28-10-2011, 03:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Сердце

Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2011. - 64 с. (Подборки Н.Д.Спириной); обложка.

Составитель Н.Д.Спирина.


Цитата:
Данная брошюра входит в серию подборок из архива Н.Д.Спириной, составленных ею на основе Учения Живой Этики.

Предисловие


Наталия Дмитриевна Спирина (1911–2004) — поэт, прозаик, крупнейший исследователь творчества великой семьи Рерихов, основатель Сибирского Рериховского Общества и двух Музеев Н.К. Рериха в Сибири. Творческое наследие Н.Д.Спириной, кроме стихов, сказов, очерков и докладов, включает в себя также целый ряд подборок, составленных на основе Учения Живой Этики, Писем Е.И.Рерих и Записей Б.Н.Абрамова.

Понятию сердца в Учении Живой Этики отведено немалое место — ему посвящена целая книга. В своих выступлениях и беседах Наталия Дмитриевна постоянно затрагивает тему сердца, ибо без развития качеств, способствующих утончению сердечного восприятия, невозможно войти в Новую Эпоху. «Именно сердце является обителью духовности. Понимание духа, осознание его живёт в сердце, но не в рассудке, не в интеллекте», — говорит Н.Д.Спирина.

«Приближается к концу Кали Юга, чёрный век. В чём было его отличие? В максимальном для данной ступени человечества развитии интеллекта. Само по себе это совсем не плохо. Невообразимы достижения науки и техники. Мы летаем в Космос и овладеваем тайной атома. Мы поднимаемся за облака и опускаемся на дно морское. Мы изобретаем такие приборы, орудия и машины, которые ещё сто лет назад и не снились. И в результате мы дошли до края пропасти и довели до неё планету. Почему?

Потому что забыто сердце. Кратко и чётко об этом сказано в Живой Этике: "Без сердца мы шелуха погибшая". Что такое шелуха? Это оболочка, лишённая зерна, идущая в переработку. Есть над чем подумать...

Наступающая Сатия Юга, светлая эпоха, будет эпохой сердца. Это отнюдь не значит, что мы отринем тогда все достижения интеллекта. Но мы направим их во благо, ибо развитое сердце человечества не допустит зла. Чтобы эта эпоха, ожидаемая всеми религиями и предсказанная пророками, состоялась, к ней надо готовиться...

Что нужно сделать для начала? Для начала надо начать думать о сердце. Вспоминать о нём и пытаться осознать его значение. Думание о сердце, направленное на него сознание пробуждают его. Мы начинаем прислушиваться к его голосу, а затем и слушаться его. Таким образом вступаем мы на путь сердца. Мы начинаем следить за его реакциями. "Сердце — вещун", — говорит народ. Сердце чует, сердце радуется, сердце тоскует. Недавно вновь возникло слово "милосердие", корень которого "сердце". Было бы интересно и поучительно собирать подобные определения, они тоже повернули бы нас в сторону сердца.

Только тогда имеет смысл изучать Живую Этику, когда мы переводим её в область практики, применяем её в жизни. Иначе мы останемся прежними и книги нам пользы не принесут и судьбы нашей не изменят» (Н.Д.Спирина. Слово о Сердце).


Вложения:
Сердце_Спирина.jpg [13.59 KiB]
Скачиваний: 4015
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05-11-2011, 19:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Странник Державы Рериха: Сборник

Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011. - 278 с., ил.

Составитель А.Н.Анненко.

Сборник, посвящённый 100-летию со дня рождения П.Ф.Беликова - писателя, учёного, архивиста, библиографа, обществ. деятеля.


Вложения:
Странник-ДР-1.jpg [79.58 KiB]
Скачиваний: 3963
Странник-ДР-3.jpg [22.72 KiB]
Скачиваний: 3998
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05-11-2011, 19:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Рерихи: Мифы и факты: Сборник статей

СПб.: Нестор-История, 2011. - 312 с., ил.; обложка.

Под ред. А.И.Андреева, Д.Савелли.


Цитата:
От издателей:

Сборник статей посвящён русскому художнику, писателю, путешественнику Н.К.Рериху (1874-1947) и его жене — создательнице философско-религиозного учения «Живой этики» Е.И.Рерих (1879-1955). Материалы сборника освещают мало изученные аспекты художественной, общественной и политической деятельности четы Рерихов, их религиозно-мистические искания, а также рассказывают о рериховском движении в современной России и Латвии. Авторами статей являются учёные из России, Латвии, Франции, Японии и Канады. В сборнике помещены документальные фотографии, цветные репродукции произведений Н.К.Рериха из Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке и семейного архива О.Фешбах (США). Сборник предназначен для историков, религиоведов и широкой читательской аудитории.


Вложения:
Рерихи Мифы и факты.jpg [23.87 KiB]
Скачиваний: 3998
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07-11-2011, 12:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Шапошникова Л.В.
Земное творчество космической эволюции


М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. – 956 с.: илл.

Цитата:
От издателей:

Настоящее издание подготовлено к 85-летию со дня рождения и 60-летию творческой деятельности Людмилы Васильевны Шапошниковой, основателя и генерального директора Музея имени Н.К.Рериха в Москве, академика, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Центральная тема книги — творчество космической эволюции, осуществляемое на Земле Космическими Иерархами — Великими Учителями. Они через своих Вестников доносят до человечества импульсы, стимулирующие его развитие и выводящие на новую ступень сознания.

Издание адресовано широкому кругу читателей и содержит цветные репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, М.К.Чюрлёниса, К.П.Брюлова, М.В.Нестерова, В.И.Сурикова, А.П.Рябушкина, М.М.Потапова и других художников.


Вложения:
Шап.jpg [17.72 KiB]
Скачиваний: 3988
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07-11-2011, 12:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
75 лет Пакту Рериха: Материалы Международной общественно-научной конференции 2010

М.: МЦР; Мастер­-Банк, 2011. – 488 с. (Рериховская научно-популярная библиотека)


Цитата:
От издателей:

Организатор конференции – Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, при участии Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Института истории естествознания и техники им. С.И.Вавилова РАН, Международ­ного гуманитарного фонда «Знание» им. К.В.Фролова, Международной Ли­ги защиты Культуры, Международной ассоциации Фондов Мира, Благотворитель­ного Фонда имени Е.И.Рерих. Конференция прошла в октябре 2010 года при под­держке Информационного центра ООН в Москве.


Вложения:
75-лет-Пакту.jpg [19.21 KiB]
Скачиваний: 3986
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31-05-2012, 19:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Елена Рерих. Листы дневника. Т. III: 1925-1927

М.: РАССАНТА; Государственный музей Востока, 2012. — 344 с., илл.

Цитата:
От издателей:

Издание «Листов дневника» продолжает серию «Учение Живой Этики», публикуемую на основе дневниковых записей Елены Ивановны Рерих (1879-1955). Настоящий том относится к первой половине экспедиции Рерихов в Центральную Азию, 1925-1927 гг. Путешественники посетили Малый Тибет, Китайский Туркестан, Советскую Россию и Монголию. Впервые читатель получает возможность ознакомиться с полным текстом дневников, которые фактически представляют собой философско-этическое учение Живой Этики, или Агни-йоги.


Вложения:
Обложка ЛД 1925-27.jpg [97.2 KiB]
Скачиваний: 1606
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01-06-2012, 23:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Будникова Ю.Ю. Два Града

Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2012. - 52 с. (Ступени эволюции); обложка.


Цитата:
От издательства:

В предлагаемой читателям книге автор раскрывает своё видение концепции Новой Страны — одного из краеугольных понятий в трудах Н.К.Рериха и книгах Учения Живой Этики — и связанной с этим понятием темы Нового Града.


Вложения:
Блудникова.jpg [30.03 KiB]
Скачиваний: 1571
Пожаловаться на это сообщение

За это сообщение автора Кэт поблагодарили: 2 Elentirmo (01-06-2012, 23:23), Sagittari (01-06-2012, 23:18)
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01-06-2012, 23:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Рерих Н.К. Дерзайте! Письма к В.А.Шибаеву и Н.В.Кордашевскому (1921-1925)

Абакан: Хакасское книжное издательство, 2012. - 160 с., илл.; обложка.


Вложения:
002.JPG [36.56 KiB]
Скачиваний: 1534
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01-06-2012, 23:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 25-02-2007, 18:14
Сообщений: 8367
Откуда: Россия
Никишин В.В. Святослав Рерих. Портреты отца

Самара: Агни, 2012. - 80 с., ил.; обложка.


Вложения:
001.JPG [20.58 KiB]
Скачиваний: 1532
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться наверх
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 728 ]  На страницу Пред.  1 ... 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47 ... 49  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
 cron
AGNI-YOGA TOPSITES
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB